С 26 декабря 2021 года в Архангельске опять увеличилась стоимость проезда и теперь она достигла 34 рубля. За год цена одной поездки повысилась на 21 процент. Давайте в очередной раз обсудим общественный транспорт Архангельска. Кондукторам и водителям не читать, всё равно будете стоять на своём и делать что хотите.
К сожалению, благодаря автобусному лобби, в Архангельске в 2004 году убрали трамвай, а в 2008 и троллейбус. 14 лет в Архангельске ездят только автобусы.
При каждом повышении стоимости проезда нам обещают, что улучшится качество перевозок, и в этот раз чиновники нас порадовали сказками.
В интервью городской газеты «Архангельск — город воинской славы» градоначальник заявил следующее (беру дословно не вырывая из контекста):
Александр также указал на неудовлетворительную работу общественного транспорта. Этот вопрос интересовал и многих других дозвонившихся.
– Перевозчики нарушают расписание многих маршрутов, автобусы ходят переполненными. Меня также возмущает, что кондукторы зачастую хамят, кричат на весь автобус: есть ли выходящие?! Разве не обязан водитель останавливаться на каждой остановке? Есть люди слабослышащие или гости города, которые не знают остановок, да и вообще, должна же быть какая-то культура… Вместе с тем планируется подорожание проезда. Можно ли как-то урегулировать эту ситуацию?– поинтересовалась архангелогородка Елена.
По словам Дмитрия Морева, работа перевозчиков входит в тройку самых насущных проблем для столицы Поморья.
– Мы получаем большое количество жалоб от жителей, которые касаются и срыва графиков, и качества подвижного состава, и сервиса. У нас в контрактах прописано, что не менее 92 процентов автобусов должны выходить на линию, но, к сожалению, зачастую мы видим, что этот показатель остается на уровне 86-88 процентов. Конечно, мы включаем штрафные санкции в отношении перевозчиков, не соблюдающих контрактные требования, но ситуацию это кардинальным образом не изменит.
Причин здесь три. Первая – водителей и кондукторов тоже не обошла стороной пандемия, они так же заболевают, что, соответственно, создает трудность для комплектования экипажей. Вторая: сотрудники общественного транспорта переходят туда, где более комфортные условия труда и зарплата – в отрасль лесозаготовок, такси и т. д. И третья проблема – износ общественного транспорта.
Мы уже провели исследование пассажиропотока в городе, с тем чтобы в следующем году запустить реформу пассажирского транспорта и увеличить количество автобусов средней вместимости. Сейчас по улицам Архангельска ездят около 244 единиц общественного транспорта, из них лишь 70 средней вместимости, остальные малой вместимости – пазики и NEXT. В следующем году мы выходим на цифру примерно в 200 автобусов средней вместимости.
К сожалению, в течение ближайших дней, месяцев, эту проблему не решить – она большая и комплексная. Но в следующем году, во-первых, серьезным образом обновится автопарк, во-вторых, появятся достойные условия для водителей, что позволит избежать той текучки, которая наблюдается сейчас. И в-третьих, будут откорректированы графики движения и маршруты.
Сегодня, действительно, прогнозируется повышение проезда до 35 рублей, что, опять же, в том числе связано с тем, что водителям и кондукторам необходимо обеспечить достойную оплату труда. Из-за низкой зарплаты люди зачастую не дорожат своей работой, в том числе кондукторы, которые порой позволяют вести себя некорректно по отношению к пассажирам. Это все следствие одной проблемы – условия труда сотрудников не очень хорошие. Задача реформы следующего года – обеспечить достойные условия и для экипажей, и для пассажиров. И, конечно, привести обслуживание на транспорте к единому стандарту, – рассказал глава Архангельска.
Ольга Кулебякина тоже пожаловалась на работу некоторых автобусов, в частности NoNo 60, 43, 42, 75. А также поинтересовалась: почему бы не создать в столице Поморья муниципальное транспортное предприятие?
– История Архангельска знает много примеров с муниципальным транспортом, и, к сожалению, все они печальные. Кроме того, сейчас по городу ходит 244 автобуса. Чтобы муниципалитету закупить такое количество единиц транспорта, понадобится не один миллиард рублей, – у города попросту нет таких средств. Я уверен, что если говорить о первоочередных задачах для муниципалитета, куда более целесообразно потратить эти деньги на решение более острых проблем – переселение жителей из аварийного жилья, например… – ответил Дмитрий Александрович.
Данное интервью вышло ещё до повышения, но сразу же после повышения стоимости проезда, правительство Архангельской области вывесило такой пресс релиз:
Минтранс региона: вместе с повышением тарифов на перевозку пассажиров в Поморье ужесточается контроль за качеством работы перевозчиков
Сегодня на коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области рассмотрели вопрос о повышении тарифа на пассажирские перевозки в нескольких муниципальных образованиях – в Онеге, Каргополе, Северодвинске и Архангельске. Министерство транспорта региона, в свою очередь, заявило об ужесточении контроля за качеством выполняемых перевозчиками контрактных обязательств.
Напомним, что в ноябре текущего года руководители администраций ряда муниципальных образований Архангельской области обратились в правительство региона с просьбой пересмотреть тарифы на пассажирские перевозки. Поводом для этого послужили обращения в адрес глав городов со стороны представителей компаний-перевозчиков. Ссылаясь на продолжающийся рост цен на топливо, они заявили о том, что фактически близки к риску полного невыполнения своих контрактных обязательств по перевозке пассажиров.
По информации представителей компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, расходы на транспортное обслуживание населения достигли той отметки, после которой невозможно обеспечить нормальное функционирование автотранспортных предприятий. Это касается в том числе проблемы кадрового обеспечения в отрасли: низкие зарплаты водителей приводят к их оттоку из сферы пассажирских перевозок, что, в свою очередь, влияет на регулярность выполняемых рейсов.
Обоснование расчетов новых тарифов администрации муниципалитетов представили в областное агентство по тарифам и ценам. Расчеты были проверены, новые тарифы утверждены. На сегодняшний день это касается четырех муниципальных образований региона. Стоимость проезда в пассажирском транспорте увеличится с 26 декабря в Архангельске до 34 рублей и в Северодвинске – до 35 рублей. Также 35 рублей стоимость проезда составит: в Онеге – с 30 декабря, в Каргополе – с 1 января.
Расчеты, представленные остальными муниципалитетами региона, в настоящее время проверяются.
Как отметили в региональном минтрансе, повышение стоимости проезда в автобусах – мера вынужденная. Вместе с тем она должна повлечь за собой в первую очередь повышение качества обслуживания пассажиров.
— Увеличение тарифа позволит обеспечить стабильную работу общественного транспорта. Ее качество должно вырасти в оперативном порядке, особенно в части соблюдения расписания: только за последние четыре месяца количество жалоб от населения выросло в полтора раза, – отметил заместитель министра транспорта Архангельской области Андрей Голубев. – Поэтому с поднятием тарифа мы ужесточим существующую систему штрафов за невыход автобусов на линии, за нарушение контрактных обязательств.
Как отметил председатель комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации Северодвинска Сергей Спирин, работа с перевозчиками в этом направлении проделана большая.
— Задача по повышению качества обслуживания стояла перед нами независимо от величины тарифа, и работу в этом направлении необходимо продолжать, останавливаться нельзя, – считает он. – Да, на время новогодних праздников пассажиропоток снизится, но потом восстановится, и мы должны быть готовы. Необходимо сделать всё, чтобы поводов для жалоб у людей было как можно меньше.
Перевозчики признают: тариф повышен существенно. Однако у тех, кто постоянно пользуется транспортом, есть возможность сэкономить.
— В Архангельске и Северодвинске действуют проездные билеты, которые позволяют сэкономить от двух до трех рублей с каждой поездки, – рассказал директор компании «Архтрансавто» Николай Карягин. – Мы готовы обсудить с партнерами по перевозкам возможность продолжить эту практику и в условиях действия новых тарифов.
Ещё раз повторю, как изменилась стоимость проезда в общественном транспорте Архангельска:
14 ноября 2013 года с 16 рублей до 18
17 февраля 2015 увеличилась цена до 21
1 июня 2018 до 26 рублей
23 августа 2019 до 28 рублей
с 1 марта 2021 до 29 рублей
с 26 декабря 2021 — 34 рубля
Давайте обратимся к конкурсному заданию на проведение конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного распоряжением заместителя мэра города Архангельска от «03» июня 2013 г. №1414р. По маршрутам 3, 7, 9, 10, 10у, 12, 31, 54, 75б, 75м всего должно ездить 103 автобуса и договор заключён 15.08.2013. Получается 9 лет 7 месяцев и 9 дней данные автобусы ездят по этому договору, за это время сменилось два мэра и губернатор.
Согласно пункту 1.3. действующего договора:
Услуги по перевозке пассажиров осуществляются в соответствии с действующим законодательством в сфере пассажирских автотранспортных перевозок
То есть, этим пунктом мы применяем все изменения законодательства в сфере пассажирских перевозок, которые были после заключения этого договора.
В пункте 2.2.5 прописано:
Обеспечить выполнение рейсов на маршрутах не менее 92 процентов от утвержденного расписания движения. Рейсы, выполненные автобусами необорудованными аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, считаются невыполненными.
К этому важному моменту мы вернёмся, и забегая вперёд: это единственный пункт договора, за который могут штрафовать перевозчиков сейчас. Эти 92 процента прописаны во всех договорах на перевозки.
Один из самых частых невыполняемых пунктов 2.2.15:
Обеспечить объявление названий остановочных пунктов на маршрутах посредством автоматических речевых маршрутных информаторов.
Ответственность сторон, пункт 3.1:
За неисполнение условий настоящего договора, кроме указанных в пункте 3.2, Исполнитель несет ответственность в виде штрафов в размере 100 (сто) рублей за каждый случай
Штрафы за невыполнение рейсов прописанны в пункте 3.2:
За каждый невыполненный рейс, менее 92 процентов от утвержденного расписания движения, Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере 100 (сто) рублей.
До боли смешной пункт 4.4, который администрация Архангельска никак прочитать не хочет:
Каждая из Сторон имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора в случае систематического (два и более раз) невыполнения другой Стороной условий, предусмотренных настоящим договором
То есть за 9 лет и 7 месяцев, как договор был заключен, они не исполнили пункт 2.2.15, постоянно нарушают пункт 2.2.5 и другие, разорвать договор можно хоть сегодня, но чиновникам плевать.
Можно обратится к Правилам пользования автомобильным транспортом, осуществляющим перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск» от 20 сентября 2017 г, но как мы выяснили выше из пункта 1.3. федеральные правила тоже применимы. Обратимся к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1586. Кстати, а чего же наши городские депутаты не исправляют наши Архангельские правила перевозок в соответствии с действующими федеральными, не актуализируют законодательство? Меня уже спрашивают люди: почему санки и коляски можно перевозить бесплатно, а снегокат и ватрушку — нет.
7. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
Пункт, который нарушают постоянно водители автобусов, он же есть и в архангельских правилах.
Ещё одно нарушение, которое встречается на городских автобусах содержится в пункте 17:
17. На транспортных средствах, используемых для регулярных перевозок пассажиров и багажа, перевозчиком размещаются указатели маршрута регулярных перевозок: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
Казалось бы мелочь, а из таких мелочей складывается качество перевозок. Но самое обидное, что эти правила скорее всего не читали наши контролирующие чиновники, не говоря уже о кондукторах и водителях. Причём, этот указатель маршрута должен быть обязательно освещён.
Сейчас так же постоянно забывают пункт 24, во многих автобусах этого нет:
24. Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, перевозчиком размещается следующая обязательная информация:
г) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
Что со штрафами?
Вернёмся к штрафам про которые нам говорят, что перевозчики их постоянно платят, но от болтологии, посмотрим на факты, судебные решения по перевозчику Архтрансавто. Он возит 16 городских маршрутов (согласно сайту мэрии) и как раз с ним заключён контракт на перевозку по договору, которой мы рассматривали. В 2018 году гк аквилон продал бизнес по перевозке общественного транспорта бизнесмену из СПб Архангельскому Константину Львовичу, по какой причине — мне не известно, наверное из-за того, что вводились онлайн кассы и заниматься отмыванием наличности через перевозки уже не получилось бы.
В апреле 2021 администрация Архангельска подаёт исковое заявление на ООО Архтрансавто, делу присваивают номер А05-3733/2021, о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по перевозке пассажиров, нарушению контрактов и именно того, конкурсное задание которого мы разбирали. Срок нарушения с
01.08.2019 по 31.12.2020. Сумма иска 2 044 800 рублей или зная, что штраф за не выход в рейс 100 рублей, то Архтрансавто не выполнило 20 448 рейсов за 518 дней или 39 рейсов в день. Очень часто вечерами 9-ый маршрут не выполняет рейсы в 20:40 и в 21:00.
В итоге иск оставлен без удовлетворения, так как чиновники департамента транспорта и строительства города Архангельска посылали претензии за невыполненные рейсы на личную почту директора Корякина, а не официальными письмами через почту России.
Архтрансавто за целый 2020 год не получило ни одного штрафа, я не удивлюсь, если таким же образом ДТС и сейчас отправляет штрафы перевозчику. Может это какой-то сговор был, так как другие перевозчики такое же не исполнение условий контракта оплачивали и суды проигрывали?
Помимо законов и нормативных актов, упомянутых уже мной, есть ещё Федеральный Закон 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации«. В пункте 8 статьи 29 прописано одно из условий прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок:
принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием.
То есть за действия 1 января этого года, маршруты 43 и 44 должны быть закрыты.
Пойдём дальше по штрафам, ведь автобусы проезжают остановки, хотя должны останавливаться на каждой по ходу движения автобуса, что прописано в правилах перевозок. Меня это сильно достало и каждый день с декабря 2020 по апрель 2021 я писал жалобы на водителей и кондукторов автобусов в которых ездил, однажды жалоба ушла в УГАДН и получил очень интересный ответ, что ничего они сделать не могут.
Получается, что основного перевозчика города не смогли оштрафовать за невыполнение рейсов, не могут оштрафовать за проезд остановок.
Каждый раз мне отвечали в письмах, что кондуктора и водителя привлекли к дисциплинарным взысканиям, что с перевозчиком проведена беседа и просили разобраться в сложившейся ситуации, я указывал на все нарушения контракта, но всё бестолку. Благодаря моим постоянным письмам проведены совещания с перевозчиками 22.01.2021, 10.03.2021, 19.03.2021.
После последнего совещания нарушений стало намного меньше, а именно кондуктора начали объявлять остановки, а не спрашивать выходящих, остальные моменты не особо исправились, но я перестал писать обращения каждый день (архив с ответами). Я даже просил расторгнуть договора, чтобы заключили новые, но чиновники не находили причин для этого.
Спустя некоторое время, опять всё вернулось на тот же порочный круг, кондукторы по прежнему спрашивают выходящих, нарушают схему движения, водители проезжают остановки но теперь уже за 34 рубля.
В очередной раз нам навешали лапшу на уши, что будут контролировать, улучшать качество перевозок, но получается, что эти деньги перевозчикам подарили, а чиновники не могут ничего сделать и я более чем уверен, что в новых договорах на перевозки не будут прописаны штрафы за проезд остановок, не объявления их, максимум что могут сделать — это увеличить штраф за не выход в рейс. Жителям города не показывают результаты исследования пассажирского потока, не дают посмотреть технические задания на перевозку — общения с неравнодушными жителями нет никакого, общественные советы — фейковые органы, которые состоят непонятно из кого, которые ничего не решают, а в случае очередного Шиеса будут делать заявления, что выступают от лица народа.
С автобусами будет всё по-прежнему, ничего не изменится ещё в ближайшие пару лет, я очень хочу ошибаться, но скорее всего окажусь прав и в конце следующего года будем говорить об очередном повышении цены билета.
P.S. Для того как может быть приведу два примера из октябрьского отпуска.
1. Автобусы в Калининграде в основном старые мерседесы, есть трамвай и троллейбус. Оплата происходит в самом транспортном средстве через терминал самообслуживания. Кондукторов нет, есть только контролёры. На некоторых остановках можно купить транспортную карту, которая действует на весь транспорт.
Оплата проезда в Калининграде:
2. В Минске ходит разный вид транспорта, представлены все основные виды. Оплата происходит различными способами, удобнее всего через приложение на телефоне TIX. Зайдя в автобус запускаешь его, предварительно включая определение координат и блютуз, он находит точно там где ты едешь, оплачиваешь. Опять же никаких кондукторов, только контролёры.
Всегда есть решения, было бы желание!